Механика коробки передач
Крутящий момент двигателя передается на коробку передач через первичный вал. При помощи пары зубчатых шестерен постоянной ступени силовой поток передается на промежуточный вал.
Вплоть до 5 передачи силовой поток передается от промежуточного вала при помощи пары зубчатых шестерен включенной передачи на вторичный вал. Пятая передача включается напрямую.
В этом случае силовой поток попадает с первичного вала сразу на вторичный вал, минуя промежуточный вал. При включенной передаче заднего хода силовой поток идет между промежуточным и вторичным валами через шестерню, отдельно установленную на дополнительном вале, при этом направление вращения вторичного вала меняется.
Первичный вал опирается на неподвижно установленный радиальный роликовый подшипник в переднем корпусе коробки передач. Роликовый подшипник, которым комплектуются также грузовики МАН, с цилиндрическими роликами используется в качестве плавающего подшипника между первичным и вторичным валами. Он расположен в отверстии первичного вала. Зубчатая шестерня первичного вала постоянной ступени является составной частью первичного вала.
В качестве неподвижного подшипника вторичного вала выступает радиальный роликовый подшипник, установленный в заднем корпусе коробки передач. Роликовый подшипник с цилиндрическими роликами используется в качестве плавающего подшипника между первичным и вторичным валами.
Неподвижные шестерни 3 и 4 передач являются составными частями вторичного вала. Шестерни-каретки 1, 2, 6 передач и передачи заднего хода снабжены игольчатыми подшипниками и вращаются свободно. Эти шестерни обозначаются как свободные шестерни, они вращаются постоянно вместе с соответствующими неподвижными шестернями промежуточного вала.
И только после включения передачи шестерни прочно связываются со вторичным валом при помощи соответствующей скользящей муфты и синхронизатора и, таким образом, они могут передавать крутящий момент.
Синхронизаторы 1/2 передач, 5/6 передач и передачи заднего хода прочно соединены со вторичным валом при помощи зубчатого зацепления.