Механика коробки передач

Механика коробки передач

Крутящий момент двигателя передается на коробку передач через первичный вал. При помощи пары зубчатых шестерен постоянной ступени силовой поток передается на промежуточный вал.

Вплоть до 5 передачи силовой поток передается от промежуточного вала при помощи пары зубчатых шестерен включенной передачи на вторичный вал. Пятая передача включается напрямую.

В этом случае силовой поток попадает с первичного вала сразу на вторичный вал, минуя промежуточный вал. При включенной передаче заднего хода силовой поток идет между промежуточным и вторичным валами через шестерню, отдельно установленную на дополнительном вале, при этом направление вращения вторичного вала меняется.

Первичный вал опирается на неподвижно установленный радиальный роликовый подшипник в переднем корпусе коробки передач. Роликовый подшипник, которым комплектуются также грузовики МАН, с цилиндрическими роликами используется в качестве плавающего подшипника между первичным и вторичным валами. Он расположен в отверстии первичного вала. Зубчатая шестерня первичного вала постоянной ступени является составной частью первичного вала.

В качестве неподвижного подшипника вторичного вала выступает радиальный роликовый подшипник, установленный в заднем корпусе коробки передач. Роликовый подшипник с цилиндрическими роликами используется в качестве плавающего подшипника между первичным и вторичным валами.

Неподвижные шестерни 3 и 4 передач являются составными частями вторичного вала. Шестерни-каретки 1, 2, 6 передач и передачи заднего хода снабжены игольчатыми подшипниками и вращаются свободно. Эти шестерни обозначаются как свободные шестерни, они вращаются постоянно вместе с соответствующими неподвижными шестернями промежуточного вала.

И только после включения передачи шестерни прочно связываются со вторичным валом при помощи соответствующей скользящей муфты и синхронизатора и, таким образом, они могут передавать крутящий момент.

Синхронизаторы 1/2 передач, 5/6 передач и передачи заднего хода прочно соединены со вторичным валом при помощи зубчатого зацепления.