Работа двигателя на гомогенной смеси
При повышении нагрузки на двигатель и увеличении частоты вращения коленчатого вала заслонки впускных каналов открываются, пропуская воздух в цилиндры не только через верхние, но и через нижние части впускных каналов.
Впрыск топлива производится не на такте сжатия, как это имеет место при послойном смесеобразовании, а на такте впуска. При этом в цилиндрах двигателя образуется гомогенная смесь (с соотношением воздуха к топливу в пропорции 14,7:1).
При впрыске топлива на такте впуска всегда достаточно времени для образования гомогенной смеси до момента ее воспламенения.
Сгорание происходит при этом во всем объеме камеры сгорания при полном отсутствии изолирующих слоев чистого воздуха и без добавки рециркулируемых отработавших газов.
Достигаемые при работе на гомогенной смеси положительные эффекты обязаны впрыску топлива на такте впуска. На испарение топлива расходуется тепло, отбираемое у поступившего в цилиндр воздуха. Благодаря этому внутреннему охлаждению снижается склонность смеси к детонации. При этом можно увеличить степень сжатия и повысить тем самым КПД двигателя.
Послойное смесеобразование не может быть использовано на всех режимах работы двигателя.
Область пригодных для него режимов ограничена частичными нагрузками, так как при переходе на большие нагрузки необходимо обогащение смеси. При этом снижается эффект снижения расхода топлива, достигаемый за счет послойного смесеобразования.
Помимо этого уменьшается стабильность процесса сгорания при значениях коэффициента избытка воздуха ниже 1,4. При повышении частоты вращения коленчатого вала оказывается недостаточным время, предоставляемое для смесеобразования.
Помимо этого возрастающая турбулентность воздушного заряда приводит к снижению стабильности процесса сгорания.
Повышенная экономичность двигателей с непосредственным впрыском достигается только на режимах, на которых применяется послойное смесеобразование.